КрияДеньги. Часть 2. Идея

КрияДеньги. Часть 1. Введение
КрияДеньги. Часть 2. Идея
КрияДеньги. Часть 3. Теория
КрияДеньги. Часть 4. Проблемы и их решение
КрияДеньги. Часть 5. Программная реализация

В первой части я попытался описать недостатки существующей системы финансов. А так же рассмотрел альтернативные варианты.

Во этой части я попытаюсь максимально доходчиво описать что такое настоящая ценность. И тогда, надеюсь, станет ясно почему существующие деньги не могут быть ценностью (то есть не могут быть надежным средством накопления из-за их не обеспеченности).

И так, продолжим.

Что же делать?

Из всего написанного в предыдущей части следует вывод, что нужно предложить новую надежную платежную систему с чётко определенными правилами эмиссии. Но вот вопрос — как распределять новые деньги в системе? В Bitcoin распределяется, можно сказать, случайным образом — это меня не устраивает. Нужно что-то получше, чем тупой подбор красивого хеша.

Сначала я думал распределять новые деньги среди участников системы равномерно, но каждый может понасоздавать миллионы кошельков. Так что это не вариант. Потом я долго раздумывал, что можно как-то привязать передачу данных и распределять новые деньги как вознаграждение за обеспечение передачи данных в системе (то есть фактически платить за обеспечение работоспособности интернета). Для этого мысленно перебирал варианты с шифрованными пакетами (I2P) и начислением некоторых баллов за передачу определенного кол-ва пакетов с подтверждениями о доставке от получателя. Но все варианты какие обдумывал — все никуда не годились. Систему сделать можно, но сговорившись десяток узлов будут просто генерировать пустой трафик с накруткой баллов.

Теперь же у меня есть идея как наиболее справедливо и правильно распределять новые деньги (производить эмиссию). Но прежде чем описать суть системы нужно определиться что вообще есть ценность.

Что есть ценность?

Предлагаю обратить внимание на труд* (вернее на результат труда), как на действительно реальную ценность. Но как оценивать труд? Оценивать потраченное кол-во энергоджоулей или кол-во потраченного времени - нет. Для реализации этой идеи нужно использовать систему краудфандинга. То есть распределять новые деньги за реализацию реальных проектов, которые нужны людям.

* Википедия: Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

В работе Маркса есть понятие Прибавочная стоимость (вернее Прибавочная ценность, Прибавочный труд). Смысл прибавочной ценности у Маркса состоит в том, что конечная стоимость произведенного товара состоит из стоимости материальных ресурсов затраченных на производство этого товара и некоторой прибавочной ценности. Прибавочная ценность здесь - это труд рабочего.

При этом труд рабочего, с одной стороны, это вроде как стоимость 1 часа рабочей силы на рынке для работников данной специализации. Стоимость же рабочей силы определяется, как и стоимость любого другого товара, издержками ее производства.

"...Я... должен поразить вас, - говорит он, - утверждением, которое покажется вам парадоксом... Такой вещи, как СТОИМОСТЬ ТРУДА в обычном смысле этого слова, в действительности не существует... То, что продает рабочий, не является непосредственно его ТРУДОМ, а является его РАБОЧЕЙ СИЛОЙ, которую он передает во временное распоряжение капиталиста."
Критика "Капитала" Маркса

Но с другой стороны труд - это не просто потраченное время, а ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЕ усилия.

Создается прибавочная ценность, которая и поступает в распоряжение капиталиста. Откуда же берется эта прибавочная ценность? Не порождает ли ее сам капитал, подобно тому, как курица кладет яйца или как на яблоне растут яблоки?
Прибавочная ценность

Среди этих терминов и цитат можно легко потерять смысл прибавочной ценности. А именно: цена (затраты) и ценность - это не одно и то же. Я предлагаю такое определение ценности результата труда (товара или услуги):

Ценность = Затраты + ПрибавочнаяЦенность

где ПрибавочнаяЦенность - это ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЕ усилия работника.

При этом, прощу заметить, что не любая работа является полезной и не любая работа является общественной (то есть нужной кому-то еще). В качестве примера можно привести противоположность труду - хобби, как деятельность, которая (в основном) не является общественно полезным усилием. И поэтому хобби не создает прибавочной ценности.

Теперь возникает вопрос как количественно посчитать общественно полезную работу (труд человека). А очень просто. Нужно дать возможность другим людям оценивать деятельность (вернее результат труда) и так можно определить кто трудился лучше, а кто хуже и на сколько именно. При этом более или менее адекватно оценивать можно только завершенные проекты с известной стоимостью.

Замечу, что реальная ценность (Затраты+ПрибавочнаяЦенность) и ценность внушаемая нам рекламой и прочими методами - это, как говорится, две большие разницы. Тем не менее, рынок в целом более или менее самостоятельно уравновешивает значения ценности товаров/услуг и стоимости этих товаров/услуг навязываемых маркетологами. Естественно маркетологи и дальше будут всяческими способами накручивать ценность (очередного нового супер-пупер смартфона и т.п.), но через какое-то время значение ценности и стоимости все-равно уравновешиваются.

Далее я попытаюсь описать как вычислять прибавочные ценности и как жестко привязать эмиссию новых денег за прибавочную ценность (прибавочную стоимость). Сразу хочу заметить, что новые деньги при эмиссии будут обеспечены прибавочной ценностью. То есть, фактически, будут обеспечены той общественно полезной работой, которая была совершена при реализации проекта. Не обеспеченных денег не будет!

Манифест

1. Право эмиссии принадлежит всем пользователям.
2. Эмитируемые новые деньги распределяются только за выполненную общественно полезную работу.
3. Для получения эмиссии нужно успешно реализовать общественно полезный проект.
4. Полезность того или иного проекта определяется открытым голосованием.
5. Голосование проводится после завершения работы над проектом в течение фиксированного промежутка времени.
6. В голосовании могут принимать участие все пользователи сообщества.

Базовые принципы

0. Основные объекты в предлагаемой системе - это "Пользователь" (кошелек, счет) и "Проект".

1. Обычные платежи и запись об эмиссии реализовать примерно так как в Bitcoin. То есть раз в цикл генерировать блок в котором записывать все транзакции, а так же записывать транзакцию (транцакции) эмиссии новых денег. Один цикл, например, может быть равен 256 секундам, что составляет около 4 минут.

2. Проект в системе это некоторая запись о том, что конкретный пользователь создал предложение о реализации той или иной полезной деятельности с заявленной суммой, указал срок окончания сбора средств и другие параметры. Минимальный и максимальный сроки сбора средств можно ограничить алгоритмом. Например, от 10000 до 20000 циклов, что равнозначно промежутку в 1-2 месяца.

3. Как известно, наиболее рационально люди распределяют НЕ СВОИ деньги на НЕ СВОИ нужны. Это довольно важная психологическая особенность всех людей. Так вот, если бы сделать в системе возможность "голосовать" за понравившиеся НЕ СВОИ проекты, но не деньгами, а просто отдавая предпочтения тому или иному проекту, тогда можно было бы подсчитать кол-во "голосов" за тот или иной проект и распределять новые деньги авторам этих проектов.

4. Для уменьшения влияния накруток "голосов" нужно ввести понятие "вес голоса" и определять его в зависимости от некоторого показателя "авторитетности" голосующего пользователя. Фактически я предлагаю некоторое подобие кармы, как это реализовано на Хабре. При этом будет отдельно "карма" проекта и "карма" пользователя. Имея большой авторитет и проголосовав за определенный проект этому проекту прибавится больше денег, чем на проект за который голосовал пользователь с маленьким авторитетом.

5. Эмиссию некоторой суммы новых денег нужно распределять между всеми проектами пропорционально полученным голосам. Эмиссия будет приводить к увеличению денежной массы. Хоть новые деньги и будут обеспечены прибавочной ценностью, но все-равно будет некоторая инфляция (увеличение денежной массы). При этом нужно еще продумать чтобы процент инфляции не был сильно маленьким, но и не был сильно большим. По моим личным наблюдениям инфляция в 2..15% вполне адекватна. При этом чем инфляция больше - тем больше стимула не хранить деньги, а потратить их. Но инфляция не должна быть сильно большая, чтобы деньги не "скукоживались". Таким образом будут обеспечены условия, чтобы было не очень выгодно держать много денег в "кубышке". Нам нужна система для платежей и как платформа для развития проектов, а не только как депозитный банк для накоплений.

Еще раз замечу, что увеличение денежной массы без увеличения реальных благ (товаров и услуг) приводит к инфляции. Но в нашем случае блага - это реально выполненные проекты одобренные сообществом. То есть само сообщество плюсуя проект объявляет проделанную работу реальной ценностью (прибавочной ценностью).

Ярослав Логинов

16 мая 2013 в 05:05

Продолжение: КрияДеньги. Часть 3. Теория

Источник: habrahabr.ru/post/179429

Копия: libremoney.org/article/148



Деньги