Декларация Клуба (Alpha1)

Проект правил Клуба версия Alpha1, Организационная структура, Правила распределения долей

Последняя редакция Декларации Клуба доступна тут.



Введение

Три недели я готовился к написанию структуры и правил Клуба, искал информацию, структурировал её. Я изучил разные варианты организационных форм сообществ и групп. Больше всего мне понравилась публикация "Белый КОН" - система Народовластия для территориальных громад на Украине и в Мире. Эту работу написал Евгений Гигаури. Идеи, которые описаны в "Белый КОН" я хочу применить к нашему клубу. А именно разделение на ячейки (группы) по 8-10 человек и представителями групп - Капитанами команд.

Надо понимать, что одним только представительством взаимодействие не обходится. Необходимо описание экономической деятельности. Этого у Гигаури я не нашел. Поэтому ниже я описываю систему нашего Клуба, в которой предлагаю "десятину" (10%) с каждого стартапа, рождённого и взрощенного в Клубе распределял Лидер (создатель) стартапа на своё усмотрение тем участникам (кофаундерам), которые ему помогали развивать проект. При этом 1% (десятина от десятины) идёт на поддержание клуба. Из них 0.5% - расходы клуба на материалы (аренда, публикации, реклама, печеньки) и 0.5% - зарплата "Капитанов" и создателей клуба.

Замечу, что ЦЕЛЬ Клуба:

Взращивание стартапов из идей, помощь любыми возможностями, за долю от стартапа (10%).

За эти 10% стартапер получает от Клуба (то есть о нас) любую необходимую помощь: станки, оборудование, менторскую помощь, экспертизу, знакомства с инвесторами и другими стартапами, жильё (Деревня-21, Метаполис, сеть квартир в субаренду). Одним словом краудсорсинг.

Каждый из нас обладает ценной компетенцией и каждый необходим. Кроме того, для раскрутки необходимо привлечение еще людей и/или денежных средств. Только те, кто вкладывается в создание и раскрутку Клуба получат дивиденды в будущем. Поэтому предлагаю создать Клуб и для полноправных членов Клуба ввести членские взносы. Регистрировать Клуб предлагаю как официальную организацию в юрисдикции РФ. Возможно как кооператив пайщиков с возможностью внесения вклада или деньгами, или своим трудом или иными ресурсами.

Для того, чтобы оценить кто сколько привнёс в общее дело каждую неделю "Капитаны" оценивают друг друга. От этого будет зависит размер вклада каждого и размер получаемой выгоды в будущем. Алгоритм оценки:

  1. Каждый отчитывается что сделано за прошедшую неделю и обоснованно оценивает сам себя.
  2. Просуммировав вклад каждого мы получаем суммарный вклад всех за прошедшую неделю.
  3. Делим суммарный вклад на равные части и даём их каждому полноправному члену Клуба.
  4. Полученную часть от суммарного вклада человек обязан распределить между всеми участниками, кроме себя.

При этом он распределяет исключительно на своё усмотрение. Он может отдать 99% кому-то одному, а остальным распределить по 0.1%. :)

Эта система оценки каждого каждым кажется называется организационная система Водянова. Я слышал про неё ранее, но в последний раз читал про такое распределение (если не ошибаюсь) в публикации про Мандрагорию. Ниже представлен структурированные правила, добавил определения понятий Идея и Проект.

Тезаурус

Цель Клуба: Взращивание стартапов из идей.

Идея — мысленный прообраз какого-либо предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты. В науке и искусстве идеей называется главная мысль произведения или общий принцип теории или изобретения, вообще замысел или наиболее существенная часть замысла. В этом же смысле термин идея трактуется в сфере регулирования авторского права. Согласно п. 5 ст. 1259 ГК России авторское право на идеи не распространяется. Википедия

Проект — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание уникального продукта (устройства, работы, услуги). Википедия

Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо (субъект) в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Википедия

Капитан группы — лицо, возглавляющее группу, и несущее ответственность за его действия. Он также несёт ответственность за управление группой, в его обязанности вменяется обеспечение безопасности, поддержание порядка, предотвращение всякого вреда. Его распоряжения в пределах его полномочий обязательны для исполнения всеми лицами, находящимися в группе, он вправе исключать любого члена, чьи действия угрожают безопасности, и проводить дознание в случае совершения преступления, контролирует приём и исключение членов группы, применяет меры поощрения и взыскания, выполняет нотариальные функции в группе, организует аварийно-спасательные работы при получении сигнала бедствия другой группы, возглавляет борьбу за живучесть группы.

Роль Капитана - это функция представления интересов группы, сообщества. По сути, Капитаны - это наёмные сотрудники группы, сообщества, общества... См описание в концепции Белый КОН. Мы нанимаем Капитана представлять наши интересы. Все важные решения принимаются только голосованием через систему голосования (liquid democraty).

Капитан судна — морской термин, означающий должностное лицо, возглавляющее экипаж гражданского судна, и несущее ответственность за его действия, в штатной ситуации необходимым и обязательным считается обладание судоводительским образованием и наличие морского звания капитана (штурман — представитель судовладельца и грузовладельцев в отношении долгов и исков, обусловленных нуждами судна, груза и плавания, при отсутствии их иных представителей (например, он наделён правом продавать часть груза или судового имущества, для покупки в иностранном порту топлива, необходимого для завершения рейса). Он также несёт ответственность за управление судном, в его обязанности вменяется обеспечение безопасности плавания, поддержание порядка на вверенной его командованию плавучей единице, предотвращение всякого вреда ей, людям и грузам. Его распоряжения в пределах его полномочий обязательны для исполнения всеми лицами, находящимися на судне, он вправе изолировать любое лицо, чьи действия угрожают безопасности судна и людей, и проводить дознание в случае совершения преступления на борту, контролирует приём и увольнение членов экипажа, применяет меры поощрения и взыскания, выполняет нотариальные функции на корабле (при рождении, смерти, составлении завещания и т. п.), — организует аварийно-спасательные работы при получении сигнала бедствия с другого судна, возглавляет борьбу за живучесть судна (своего); а при необходимости — оставляет его последним, захватив судовой, машинный и радиотелеграфный журналы, карты рейса, документы и ценности. Капитан судна сохраняет свои права и после гибели судна, вплоть до возвращения экипажа на родину. Принимает все необходимые меры для предотвращения захвата судна врагами в военное время и пиратами — в мирное. Взаимодействия капитана судна с лоцманами оговариваются особыми предписаниями. Википедия

Капитан порта — начальник инспекции портового надзора. Отвечает за безопасность судоходства в порту. Наблюдает за порядком в порту и выполнением всех правил и распоряжений по торговому мореплаванию. Капитан порта является также руководителем лоцманской, спасательной и сигнальной служб порта. Википедия

Стадии проекта

-1. Идея. Есть только идея, произнесённая вслух на камеру, некоторое описание на сайте и рекламные материалы. Команды проекта, бизнес-плана и ТЗ нет.

0. Начальная стадия. На этой стадии есть идея, лидер, кофаундеры, есть описание технологического процесса, описание откуда будут деньги (потоки), но нет прототипа и нет проверки гипотезы будет ли это работать. Показатель - наличие команды, которые декларируют это письменно, наличие бизнес-плана, ТЗ.

1. Стадия прототипа. На этой стадии есть прототип и есть проверка гипотезы что модель интересна другим людям. Показатель - отзывы от нескольких людей, что идея стоящая, есть потенциальная потребность, есть желание приобрести продукт (воспользоваться сервисом).

2. Подтверждение рынка. На этой стадии есть наличие первых продаж прототипа хотя бы нескольким клиентам. Показатель - отзыв хотя бы от одного довольного клиента.

3. Стабильный доход. На этой стадии оттачивается модель и выстраиваются бизнес-процессы. Продажи ставятся "на поток", оптимизируются затраты, модель доводится до генерации стабильного потока доходов который должен быть больше чем поток расходов. Показатель - наличие стабильной прибыли в течение 6 месяцев.

Правила

(в разработке)

0.0. Цель Клуба: Взращивание стартапов из идей и вывести на следующий этап развития.
0.1. Помощь любыми возможностями превратить идею в проект.
0.2. Помощь в проведение краудфандинговой кампании.
0.3. Помощь в выведении стартапа на следующий уровень, помощь в привлечение инвестиций (краудинвестинг, венчурное финансирование).

1.0. Лидер проекта.
1.1. Лидер проекта (стартапер) обязуется распределить "десятину" (10%) от своего стартапа, взрощенного в Клубе.
1.2. Лидер (создатель) стартапа распределяет "десятину" (10%). Из них:
1.3. 9% Лидер проекта распределяет на своё усмотрение тем участникам (кофаундерам), которые ему помогали развивать проект
1.4. 1% (десятина от десятины) идёт на поддержание клуба: 0.5% - расходы клуба на материалы (аренда, публикации, реклама, печеньки) и 0.5% - зарплата "Капитанов" и создателей клуба.

2.0. Зарплата Капитанов (распределение 0.5%). Алгоритм оценки:
2.1. Каждый Капитан отчитывается что сделал за прошедшую неделю и обоснованно оценивает свой труд.
2.2. Просуммировав вклад каждого получаем суммарный вклад всех за прошедшую неделю.
2.3. Делим суммарный вклад на равные части и даём их каждому полноправному члену Клуба.
2.4. Полученную часть от суммарного вклада человек обязан распределить между всеми участниками, кроме себя.
2.5. "Капитаны" оценивают друг друга, каждую неделю путём голосования.

Организационная структура

1. Группы

1.1. Общие положения

1.1.1. В каждой группе от 3 до 12 человек (рекомендуемый максимум 10 человек).
1.1.2. Объединение не по территориальном признаку, а по идеологическому.
1.1.3. Каждый человек имеет возможность являться участником одновременно нескольких групп.

1.2. Капитан группы

1.2.1. В группе выбирается один представитель - Капитан группы, который представляет интересы группы.
1.2.2. Капитаны групп встречаются и общаются между собой координируя свои действия, цели и задачи групп.
1.2.3. Капитаны групп объединяются в группы Капитанов - сообщества.
1.2.4. Каждый Капитан может входить в несколько групп Капитанов.
1.2.5. Капитан группы — это официальный представитель группы с двумя основными функциями: внутренней и внешней.
1.2.6. При выполнении внешней функции Капитан представляет группу. В его обязанности входят переговоры и презентации, сопровождение выставок, — всё для налаживания хороших отношений с различными организациями и компаниями.
1.2.7. Внутренняя функция Капитана — управлять и направлять. Капитан должен общаться с разработчиками проектов для того, чтобы помогать их работе. Следовательно, основное назначение Капитана — координация и коммуникация.

2. Сообщества

2.1. Общие положения

2.1.1. Совокупность людей, в группах чьи Капитаны договорились о сотрудничестве - составляют сообщество.
2.1.2. Размер сообщества не должен быть сильно большим. Предположительно не более 100 человек - для возможности потенциально собрать людей на online или offline встрече для знакомства и решения различных вопросов. 2.1.3. Для регулирования взаимодействия в каждом из сообществ выбирается председатель (Капитан сообщества).

2.2. Капитан сообщества

...

3. Общество

3.1. Общие положения

3.1.1. Сообщества выбирают себе представителей (Капитанов), которые объединяются в союзы.
3.1.2. Капитаны общества имеют возможность входить (являться членами) сразу нескольких союзов.
3.1.3. Для регулирования взаимодействия в каждом из союзов выбирается председатель (Капитан союза).
3.1.4. Решение важных вопросов происходит общим собранием Капитанов обществ (online или offline) - это называется Вече (в проекте Debian это Технический комитет).

3.2. Капитан общества

...

4. Союзы и Вече

4.1. Общие положения

4.1.1. Сообщества выбирают себе представителей (Капитанов), которые объединяются в союзы.
4.1.2. Капитаны общества имеют возможность входить (являться членами) сразу нескольких союзов.
4.1.3. Для регулирования взаимодействия в каждом из союзов выбирается председатель (Капитан союза).

4.2. Капитан союза

...

4.3. Вече

4.3.1. Решение важных вопросов происходит общим собранием Капитанов обществ, Капитанов Союзов, Советом старейшин (online или offline) - это называется Вече (в проекте Debian это Технический комитет).
...

5. Мир

5.1. Общие положения

5.1.1. Капитаны союзов выбирают одного представителя - Капитана Мира.
5.1.2. Капитан Мира — это официальный представитель с двумя основными функциями: внутренней и внешней, основное назначение Капитана Мира — координация и коммуникация.
5.1.3. Капитан Мира предлагает себе заместителя (утвержается путём общего решения)
5.1.4. Капитан Мира предлагает Секретаря (утвержается путём общего решения)

5.2. Капитан Мира

5.2.1. Капитан Мира выполняет лишь представительскую роль, он не имеет права принятия важных решений.
5.2.2. Капитан Мира — это официальный представитель Клуба с двумя основными функциями: внутренней и внешней.
5.2.3. При выполнении внешней функции Капитан Мира представляет Клуба. В его обязанности входят переговоры и презентации, сопровождение выставок, — всё для налаживания хороших отношений с различными организациями и компаниями.
5.2.4. Внутренняя функция Капитана Мира — управлять и направлять. Капитан Мира должен общаться с Капитанами Союзов для того, чтобы помогать их работе. Следовательно, основное назначение Капитана Мира — координация и коммуникация.
5.2.5. Назначение на должность. Капитан выбирается сроком на один год всеми разработчиками, имеющими право голоса. За девять недель до окончания срока действия полномочий Секретарь Мира инициирует новые выборы. В первые три недели любой разработчик может заявить свою кандидатуру самостоятельно. Следующие три недели используются для проведения предвыборной кампании. Каждый кандидат объявляет свою платформу и все могут задавать вопросы напрямую одному или нескольким кандидатам. Последние три недели используются разработчиками для голосования. Более подробно ознакомиться с выборами можно тут и на страницах голосования. 5.2.6. Работы, выполняемые Капитаном
5.2.6.1. Назначение Делегатов или делегирование решений к Техническому Комитету. Капитан может назначать сферу ответственности и делегировать её разработчику.
5.2.6.2. Предоставление полномочий другим Разработчикам. Капитан может делать заявления поддержку точек зрения или других участников проекта.
5.2.6.3. Вырабатывать решения в сложных обстоятельствах
5.2.6.4. Решать вопросы, которыми больше никто не занимается
5.2.6.5. Совместно с SPI принимать решения, затрагивающие доверенное во владение имущество.
5.2.6.6. Капитан принимает решения об использовании денежных средств, имеющихся в наличии.

5.3. Секретарь Мира

5.3.1. Любой разработчик может быть избран на пост Секретаря. Любой человек может занимать несколько постов, исключением является то, что Секретарь не может быть также Капитаном или Председателем Технического Комитета (Вече).
5.3.2. Назначение на должность.
5.3.2.1. В отличии от других делегатов, которые назначаются Капитаном, следующий Секретарь назначается Капитаном и текущим Секретарём. В случае, если текущий Секретарь и Капитан не придут к согласию, они должны попросить разработчиков назначить Секретаря путём общего решения.
5.3.2.2. Срок нахождения на должности Секретаря Проекта — 1 год, по истечении которого этот или новый Секретарь должен быть (пере)назначен.
5.3.3. Задачи, выполняемые Секретарём Проекта
5.3.3.1. Проведение голосований. Наиболее заметной задачей, выполняемой Секретарём, является проведение голосований — в особенности, выборов Капитана, но также и других голосований (например, общих решений). Проведение голосований также предполагает определение списка людей, которые имеют право голоса, и их личности для целей вычисления кворума.
5.3.3.2. Замещение других должностных лиц. Секретарь может замещать Капитана совместно с Председателем Технического Комитета. В этой ситуации они могут совместно принимать решения, если им это кажется необходимым — но лишь только когда это абсолютно необходимо и не противоречит консенсусу разработчиков. Если у Проекта нет Секретаря или текущий Секретарь недоступен и не передал полномочия по решению, тогда решение может быть принято или поручено Председателю Технического Комитета, как Действительному Секретарю.
5.3.3.4. Толкование Конституции. Секретарь также ответственен за разрешение любых споров по поводу толкования Конституции. Подробнее


Таким образом мы получаем децентрализованную структуру - многослойный пирог. Где у каждого слоя есть свой состав представителей, но каждый человек может входить сразу в несколько различных групп и являться представителем разных сообществ. Центральной фигурой выступает только Капитан Мира, но он несёт лишь представительскую функцию и не принимает никаких решений. Так что устранение Капитана не приведет ни к каким последствиям. Такую модель я считаю наиболее устойчивой и продуктивной.

Устав

Клуб - это комуна
Клуб - это hachspace
Клуб - это fab-lab
Клуб - это colaboration
Клуб - это изобретатели, инноваторы, предприниматели, инвесторы и эксперты

Последняя редакция Декларации Клуба доступна тут.



Система учета вкладов при реализации проектов
Организационная структура
Система учета вкладов при реализации проектов (Замир)
Манифест Клуба Инноваторов (А-КлуБ)
Манифест Libre.Life

Клуб