Церковь и новые духовные группы

Исторический опыт говорит о том, что религиозные лидеры разных времен, такие, как Моисей, Аристотель, Иисус, Маго­мет, Лютер, Цвингли и Ганди, пытались устранить социаль­ную несправедливость, вызываемую постоянным взиманием процентов, и давали на этот счет советы или объявляли запрет на получение процентов. Они поняли сущность проблемы.

Так, в книге Моисея записано: “Если даешь взаймы деньги своему брату, бедняку, никогда не поступай с ним, как ростов­щик. Тебе не позволено облагать его процентами”. Аристотель пишет в своей “Политике”:

“Ростовщика ненавидят совершенно справедливо, ибо день­ги у него сами стали источником дохода, а не используются для того, для чего были изобретены. Ибо возникли они для об­мена товаров, а проценты делают из денег еще больше де­нег. Отсюда и их название (рожденные). А рожденные похожи на родителя. Но проценты — это деньги от денег, поэтому они всего противнее природе из всех родов занятий”.

Если перевести дословно текст греческого оригинала, то в Евангелии от Луки читаем: “...И взаймы давайте, не ожидая ничего”, а Никейский собор, состоявшийся в 325 г. от Рожде­ства Христова, запретил всем духовным лицам взимать про­центы. Наказанием преступившим запрет было немедленное лишение сана. В 1139 году Второй Латеранский собор поста­новил: “Кто берет проценты, должен быть отлучен от церкви и принимается обратно после строжайшего покаяния и с вели­чайшей осторожностью. Взимателей процентов, не вставших перед смертью на Путь истины, нельзя хоронить по христиан­скому обычаю”.

Мартин Лютер (1483-1546) много раз страстно обличал ро­стовщиков: “И потому ростовщик и скряга — это и правда не человек; он и грешит не по-человечески. Он, должно быть, обо­ротень, хуже всех тиранов, убийц и грабителей, почти такая же. скверна, как сам дьявол. Сидит он не как враг, а как друг и согражданин, под защитой и покровительством общины, но отвратительнее он, чем любой враг и убийца-поджигатель. По­тому если колесуют и обезглавливают уличных грабителей, убийц и преступников, то сколь же больше нужно сначала колесовать и пытать всех ростовщиков, изгонять, проклинать и обезглавливать всех скряг...”

Реформатор Ульрих Цвингли (1484-1531) пошел по пути се­куляризации еще дальше. С одной стороны он объявил процен­ты безбожными и антихристианскими, с другой стороны при­знал за государством право определять процентную ставку.

Хотя все они знали корни проблемы, но, однако, не предло­жили никакого практически приемлемого решения по обеспе­чению денежного обращения; таким образом, основополагаю­щий изъян системы остался неприкосновенным. Запреты, на­лагавшиеся на проценты римскими папами во времена евро­пейского Средневековья, согласно которым бравшие процен­ты христиане отлучались от церкви, переместили всю тяжесть проблемы на евреев, которым разрешалось брать проценты с людей другого вероисповедания. Последние с тех времен все больше превращались в ведущих банкиров мира. Еще из Вет­хого Завета еврейские общины знали о том, что проценты раз­рушают при длительном воздействии любой социальный ор­ганизм. Поэтому с древних лет признавался “Святой год”, про­щение всех процентов и долгов приблизительно раз в 7 лет. Таким образом, имелась возможность ограничивать тот вред, которые наносился процентами, однако найти долговременное решение так и не удалось.

Третья мировая война уже идёт,

экономическая война, которую никто на объявляя: война, где оружием являются ростовщические проценты, баснословные цены и неравные условия обмена. Проценты, контролируемые издалека, до сих пор убивают миллионы людей на разграбленной планете. Они умирают от голода, болезней, безработицы и криминальности.


До каких пор мы будем терпеть это?
Дали исторические революции решение этой проблемы?
Каковы действительные причины войн?
Рис. 14.

В то время как руководящая верхушка католической церк­ви в Латинской Америке ориентирована на капиталистическую модель Запада, простые священники на местах настроены ско­рее прокоммунистически. Система беспроцентных денег мог­ла бы дать исторический шанс на решение, которое не являет­ся ни капиталистическим, ни коммунистическим, а значитель­но шире обоих. Оно обеспечило бы справедливость в боль­шей степени, чем любая программа помощи. Оно позволи­ло бы осуществлять стабильное хозяйствование и стать суще­ственной поддержкой усилиям церкви по поддержанию мира во всем мире.

Сегодня церковь все чаще призывает к пожертвованиям, что­ бы смягчить последствия процесса перераспределения в рам­ках денежной системы и наиболее острые проблемы, возни­кающие как в промышленно развитых, так и в развивающих­ся странах. Однако все это лишь попытка лечения проявлений болезни, которое не затрагивает изъянов системы денежного обращения. Собственно говоря, вся сумма пожертвований, со­бираемых всеми организациями по оказанию помощи в про­мышленно развитых странах, составляет как раз один процент от тех процентов, которые выплачиваются развивающимися странами богатому Западу.

Что требуется в данный момент — это распространение ин­формации и открытая дискуссия об эффектах существующей денежной системы и о решении проблемы путем денежной ре­формы.

Запрет на проценты действует и в мусульманских странах. Там за кредит не платят, а вместо этого банк, предоставляющий деньги, принимает долевое участие в деле, а позднее — в по­лучаемых прибылях. В некоторых случаях это лучше, в дру­гих хуже, чем получение процентов, однако ничего не меняет в практике получения доходов за счет других.

Духовные знания, распространяющиеся во многих странах света, указывают на глубинные изменения, происходящие в со­знании все большего числа людей. Их работа по внутренней перестройке закладывает фундамент для внешних перемен, при этом мирная трансформация денежной системы является важнейшим аспектом проблемы. Поэтому велика ответствен­ность всех тех, кто чувствует приверженность гуманным це­лям, в более точном осознании практических возможностей при проведении денежной реформы, чем это было ранее.


← Бедные
Торговля и промышленность →



Деньги без процентов и инфляции