Социальный бизнес: общественное благо вместо максимизации прибыли

В своей книге «Создавая мир без бедности: социальный бизнес и будущее капитализма» лауреат Нобелевской премии мира Мухаммад Юнус предлагает иначе взглянуть на господствующую экономическую модель, в которой мы существуем. Решение социальных проблем он видит в проверенных на собственном опыте инструментах: социальном бизнесе, микрокредитовании. И инвестору, и бедняку он оставляет свободное пространство для творчества.

Масштабы бедности

Человечество поставило перед собой цель сократить количество голодающих к 2015-ому г. вдвое по сравнению с 1990-м г., однако пока предпринимаемые усилия недостаточны для достижения этих целей, говорится в Декларации ООН. По данным ООН, за год кризиса количество голодающих увеличилось на 100 млн человек. Половина населения мира живет на $2 в день, почти миллиард людей — на сумму менее $1; 94% мировых богатств принадлежит 40% людей, приводит соответствующую статистику Юнус (подробнее — см. отчет ФАО за 2009 г.).

Социальный бизнес

«Социальный бизнес отличается от предприятий, максимизирующих прибыль, своими целями — созданием социальных благ для тех, ради кого он осуществляет свою деятельность», т.е. он нацелен на решение социальных проблем за счет производства продуктов и услуг. Безубыточный, но и не приносящий доход, или дивидендов в экономическом смысле — так коротко можно описать концепцию, по которой устроен социальный бизнес: полностью окупает свои расходы, обеспечивает возврат инвестированных средств, за счет прибыли происходит финансирование деятельности, а также она распределяется в виде более низких цен, более высокого качества обслуживания и большей доступности благ на беднейшие слои населения. Расширение деятельности: производство новых товаров и услуг, выход на новые рынки, применение более эффективных технологий — обеспечивает рост пользы, которые социальный бизнес приносит обществу: «На смену принципа максимизации прибыли приходит принцип общественного блага».

Юнус условно выделяет два типа компаний социального бизнеса:

1. инвесторов интересует не финансовая выгода, а духовно-эмоциональное удовлетворение, получаемое от такой деятельности: «Людям не безразличен мир, в котором они живут, им свойственно заботиться друг о друге».

2. любая финансовая выручка, получаемая от деятельности компании социального бизнеса, направляется бедным. Самим бизнесом владеют представители бедных или социально незащищенных групп населения, а произведенные товары и услуги могут как создавать, так и не создавать социальных благ.

Социальный бизнес не благотворительность и не бизнес в обычном понимании. С одной стороны, он изначально основывается именно на стремление людей «сделать доброе дело». С другой стороны, финансовая независимость — одна из задач социального бизнеса.

«Миллионы людей ежегодно делают благотворительные взносы на общую сумму, достигающую миллиардов долларов. Если сравнить такое «безумное» поведение с инвестированием в социальный бизнес, последнее наверняка окажется не очень-то и безумным… Доллар социального бизнеса дает гораздо больше, чем доллар благотворительный. Доллар социального бизнеса оборачивается снова и снова до бесконечности, принося блага все большему количеству людей».

Корпоративная социальная ответственность и социальный бизнес не одно и то же. Любая деятельность менеджера не может противоречить цели повышения денежной стоимости инвестиций владельцев. В случае социального бизнеса, даже если в нем в качестве инициатора или партнера выступает компания, максимизирующая прибыль, в основе изначально лежат совершенно другие цели.

Бедность — порождение современной экономической теории

Стандартная экономическая наука «упускает из виду жизнь». Во-первых, она делает человека однобоким, а мир до убожества простым, заявляя, что успешный финансовый результат — единственное, что интересует личность, отсекая всю ту ее часть, которая связана с творческим началом, не раз подчеркивает автор. «Современная экономическая теория не способна понять суть человеческого бытия». Она упускает, что личность многогранна.

«Критики нередко говорят, что микрокредитование не вносит значительного вклада в экономическое развитие. Чем оно измеряется: доходом на душу населения? Наша экономическая теория создала убогий, одномерный мир, населенный людьми, которые целиком посвятили себя игре в рыночную конкуренцию, а победа в этой игре измеряется одними лишь прибылями. А поскольку нас убедили, что погоня за прибылью — лучший способ сделать человечество счастливым, мы с энтузиазмом имитируем эту теорию, пытаясь превратить себя в ограниченное, однобокое человеческое существо. Не теория воспроизводит реальную жизнь, а напротив, мы заставляем реальную жизнь подражать теории».

Второе упрощение — игнорирование того факта, что рабочая сила состоит из мужчин, женщин и даже детей, а в целом — личностей. Речь не идет об использовании детского труда. Юнус выделяет роль семьи, ее предпринимательской инициативы, а также тот потенциал юношества, который наличествует независимо от статуса семьи и развитие которого также может способствовать борьбе с бедностью — порождением по большей части экономической теории, доминирующей сейчас.

Социальный бизнес — недостающее звено капиталистической системы, которое может дать ей эффективные инструменты для решения текущих проблем. И это именно звено, т.к. принципы свободного рынка — оптимальная база для реализации идей социального бизнеса. Свободный рынок — основа вдохновения. И главное — понять, что фактором «счастья», мерилом «собственного удовлетворения», показателем успеха является не полученная прибыль, а совершенно другие ценности. Юнус подчеркивает, что развитие технологий, обеспечение доступа к коммуникациям, глобализация (хотя она и усилила разрыв между бедными и богатыми) — необходимые условия преодоления бедности, но только если бедным будет дана возможность участвовать в этих процессах.

«Свободный рынок, благодаря своей мощи и полезному потенциалу, в состоянии помочь решить такие проблемы, как глобальная бедность и ухудшение экологической обстановки, но лишь в том случае, если он не будет обслуживать преимущественно и всегда лишь финансовые запросы своих богатейших участников».

«Молодежь испытывает отчаяние из-за того, что не видит перед собой достойной, вдохновляющей и притягательной цели в существующей капиталистической модели», — это, по мнению Юнуса, также одна из проблем, которую берут во внимание основатели социального бизнеса.

Борьба с бедностью: проблема институтов и самозанятость

Перечисленные недостатки обуславливают ключевую проблему — исходно ложное представление о том, какими методами можно решать глобальные проблемы. Автор критикует предположение: человек бедный, потому что он не знает, как заработать, а значит, лучшая помощь — создание рабочих мест и предоставление кредитов организациям, которые будут кредитовать, по сути, этих самых наемных рабочих. На этом убеждении базируются программы, разрабатываемые международными организациями (Всемирным банком и др.). В теоретические разработки не закладывается возможность, что бедные могут зарабатывать путем самозанятости. На самом же деле, подчеркивает Юнус, «в реальном мире именно этим и занимаются малообеспеченные люди».

«Способность малоимущих вносить вклад в благосостояние всего общества осознается очень редко. Признав такую возможность, мы сможем создавать программы, которые будут развивать творческий потенциал бедняков и одновременно использовать его».

Безделье не есть причина бедности. В рамках существовавших финансовых институтов затруднено (невозможно) кредитование бедняков: бедняки некредитоспособны — звучал вердикт традиционного банка. «У них нет кредитной истории, они не могут предложить залогового обеспечения, к тому же многие из них неграмотны и даже не в состоянии оформить необходимые документы». Кроме того, вся система устроена так, что, если они все-таки получают доступ к финансовым услугам, то вынуждены платить за них больше всех, т.е много больше богатых, обеспеченных людей. В целом современный рынок, даже самые удачные режимы регулирования бизнеса, не гарантируют интерес к серьезным социальных задачам, не приспособлены для их решения.

«Очень заманчиво осудить самих неимущих за все их беды. Но если посмотреть на созданные нами институты, честно оценить то, насколько они не способны обслуживать бедных, мы увидим, что в значительной степени в проблемах виноваты эти институты и отсталое мышление, которое они воплощают».

Grameen Bank

Но ведь «помимо собственного труда необходимо вложить в дело хотя бы минимальные деньги; но и этой крошечной суммы у бедняков не было», а те условия, на которых их предоставляли банкиры-ростовщики, были настоящей кабалой, рассказывает о своих наблюдениях Юнус.

Таким образом возникла идея Грамин Банка — «банка для бедных», выдающего займы без обеспечения под разумный процент беднякам, который они должен погасить за счет собственного производительного труда. Беднякам для старта нужно очень мало: умение у них уже есть, — но необходимую «для всех» сумму надо как-то аккумулировать.

«Вместо того, чтобы тратить время на обучение их чему-то новому, я постарался помочь им максимально использовать то, чем они сами обладают. Доступность кредитов позволяет им немедленно применить на практике уже имеющиеся навыки — плести корзины, лущить рис, разводить коров, работать рикшей».

Юнус подчеркивает и другие положительные моменты, проистекающие из преодоления бедности в семьях: у людей возникает потребность учиться, и даже готовность платить за учебу, как свою, так и своих детей.

«За все время с момента открытия банк выдал кредитов на общую сумму, эквивалентную 6 млрд долл.США. Уровень возврата на данный момент составляет 98,6%, Грамин Банк стабильно приносит прибыль. С финансовой точки зрения он рентабелен и не пользуется средствами доноров с 1995 г.»

Бедняки создают свой маленький, но эффективный бизнес, в т.ч. при помощи микрокредитования. По образу Грамин Банка организуются Фонды Грамин, действующие по принципу создать — организовать — передать. Кроме того, развивая идею совершенствования существующей системы борьбы с бедностью, Юнус приводит успешные примеры создания фондов — на региональном, национальном уровнях — кредитующих организации микрофинансирования. Объем международной помощи на разные программы борьбы с бедностью, по данным автора, составляет не менее 50 млрд долларов в год. На поддержку микрокредитования тратится менее 1%. Необходимо хотя бы 5%, чтобы можно было создать фонды оптовых кредитов, средства которых направлялись бы на поддержку микрокредитных программ.

Грамин Банк — гигантский питомник по выращиванию мелких предприятий. Организации Семьи Грамин создают элементы инфраструктуры бизнеса, помогающего людям избавиться от бедности. Юнус подчеркивают, что не все проекты, которые пытаются реализовать участники Семьи Грамин, успешны. Но это ведь бизнес! В книге автор приводит много примеров успешного социального бизнеса, в т.ч.:

Производство высококачественных продуктов по низким ценам для недоедающих детей из малообеспеченных семей: одним из самых успешных является проект Грамин-Данон по производству обогащенных йогуртов для голодающих детей; большим плюсом данного проекта является вовлечение на всех стадиях производства малоимущих семей: от поставки сырья (молоко, финиковый сахар и др.) до реализации готового продукта. Например, семья берет в долг на покупку коровы, на ведение других форм хозяйства, а возвращает долг и процент благодаря тому, что способствует производству продукции для бедных.

Автор подчеркивает несколько раз важность коллективизма. Женщина, получающая кредит (а упор делается именно на женщин), должна непременно состоять в кружке заемщиц, который выполняет не только контролирующую, но и поддерживающую — в моральном плане — функцию. И при реализации сельскохозяйственных проектов принцип коллективности — коллективного хозяйства в его западном, предпринимательском понимании — является одним из ключевых.

Создание систем возобновляемой энергии: Grameen Energy — это более 30 центров, которые внедряют системы домашнего энергоснабжения за счет солнечной энергии и биотоплива, обучают местных женщин производству электронных аксессуаров на солнечных батареях.

«В селах, не охваченных общенациональной сетью электроснабжения, мобильные телефоны и компьютеры заряжаются от солнечных панелей, которые продает Grameen Shakti».

Это важный проект, т.к. он способствует развитию коммуникаций. Возможность использовать информационные технологии — большой шанс для преодоления бедности, считает Юнус.

В своей книге нобелевский лауреат выдвигает предположение, что вся современная система предпринимательства будет изменяться по мере развития социального бизнеса, в т.ч. будут возникать новые модели финансирования. Что, в свою очередь, уверен автор, будет подталкивать все большее количество инвесторов, потребителей содействовать миссии социального бизнеса.


Источник: opec.ru/1304710.html