Что такое ловушка бедности
Оригинал текста статьи «Что такое ловушка бедности» для журнала Форбс
28 июня (оригинал от 24 июня) 2015 года
для Форбс (Украина)
Как я и обещал, публикую ОРИГИНАЛ текста моей статьи «Что такое ловушка бедности» для журнала Форбс Украина.
Публикация появилась в он-лайне 24 июня 2015 года и была адаптирована редакторами Форбса для формата колонки. При этом текст претерпел изменения и сокращения. Кроме того, появилась редакционная вставка (ее никогда не было в оригинале текста) перед началом статьи, со словами «Украина в очередной раз оказывается заложницей собственной экономической...» и так далее:
http://forbes.ua/opinions/1396812-chto-takoe-lovushka-bednosti
Даже прочтя он-лайновую версию, каждому становится очевидным, что разговор идет не об Украине, а о всех странах, включая Украину, Россию, все европейские страны, США, и вообще, все страны в мире.
Отдав дань эксклюзивности Форбсу (Украина) на протяжении почти недели, и, соблюдая негласные моральные обязательства по «radio silence» сразу после публикации, сегодня я представляю вашему вниманию ОРИГИНАЛ текста этой статьи.
Слава Рабинович
Что такое ловушка бедности
и как в нее попадают люди, компании и государства
С до-библейских времен считается само собой разумеющимся, что «бедные беднеют, а богатые богатеют». Правда ли это? А если правда, то почему это происходит, и как это работает?
Представьте себе человека, у которого нет образования и даже средней квалификации, и который вынужден работать на двух или трех низкооплачиваемых работах, чтобы прокормить семью. Он (или она) работает буквально на износ. Он забыл, когда в последний раз читал. У него не остается ни времени, ни сил не то чтобы делать, но даже думать о чем-либо еще, кроме как рухнуть на кровать и немного поспать.
Или, у него только одна работа – на местном заводе. И ему повезло, что он имеет хотя бы такую – просто ни в его городе, ни где-либо поблизости нет никакой другой. Но зарплату не платили с прошлого сентября. Для того, чтобы просто физически выжить, он вынужден копаться в огороде, как делали люди еще тысячи лет назад. Даже если у него появляется свободное время, его совершенно нечем занять, кроме разве что распитием низкокачественного алкоголя и общением с людьми, которые находятся в точно такой же ситуации, как и он.
У него нет ни времени, ни сил, ни денег, ни путей, ни примера для развития. Он не в состоянии создать более высокую прибавочную стоимость и не в состоянии этому научиться. Ему неоткуда взять идеи о лучшей жизни – он просто не имеет понятия как это делается. Он практически никогда не видел людей, которые живут иначе. Каждый день его жизни тянет его вниз физически и морально. Шансов выбраться, кажется, нет.
Но очень скоро и выбираться нет никакой потребности: вся его жизнь замыкается в этом маленьком искаженном пространстве с уродливыми абсурдными правилами, и начинает казаться, что это и есть весь мир, и все должно быть именно так. Исчезает любопытство к новым идеям, возникает враждебность к другим людям и вообще ко всему другому, «не такому». Его дети, как и он сам в свое время, рождаются прямо в это королевство кривых зеркал, и вырастают в таком же кривом пространстве. Вся его жизнедеятельность, в силу самой своей организации, ведет к сохранению, а скорее к постоянному ухудшению, его тяжелого положения.
А положение действительно становится все хуже, а потом, «вдруг», наступает катастрофа. Закрывается завод. Некоторое время он выживал из-за бросовой дешевизны неквалифицированного труда, но теперь он не может конкурировать с современными высокотехнологичными производствами где-то в Китае, на Тайване, а с некоторого времени – и снова с США.
Все, крышка захлопнулась. Это и есть ловушка бедности.
Но почему же, собственно, это «ловушка»? Может быть, это просто безнадега лишает сил и воли к действиям? Деморализованные люди часто винят в своем тяжелом положении что угодно и кого угодно, кроме самих себя («да что же я могу сделать» и т.п.) – может быть, в этом все и дело?
Не все так просто. На самом деле, у ловушки бедности есть мощные жестокие механизмы и подлые приемы, которые надо знать – и тогда будет шанс ее победить.
Необходимо сразу сделать важную оговорку. В этой и последующих статьях я ясно покажу, что «бедность», точно так же как и «разруха» – «в головах», в головах людей, компаний и целых государств. Поэтому «бедность», по большому счету, не имеет ничего общего с имущественным положением, и я не клею никаких ярлыков, и, тем более, не собираюсь никого унижать использованием этого слова. Я буду использовать его за неимением лучшего.
Знаете ли вы, что жизнь бедного человека обходится ему гораздо дороже, чем богатому?
Вам кажется, что это бред?
Уточним:
- Бедные тратят больше денег на единицу любой потребляемой продукции, потому что они не в состоянии закупать ее оптом или в крупной расфасовке, или заранее, или в удачный момент, или в нужном месте (гипермаркете за городом);
- Бедные тратят больше не только на единицу одинаковой продукции, но и на выполнение каждой функции, так как, в общем, вынуждены покупать более дешевые, некачественные вещи, которые быстрее выходят из строя (помните – «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи»);
- Бедные не в состоянии планировать свою жизнь, поэтому они, как правило, не могут купить заранее билет, путешествие, и другие услуги – и поэтому покупают их дороже;
- Если же дело касается займов, бедные платят вообще баснословную цену: ставки, прямые и скрытые, по потребительским, ломбардным и «зарплатным» кредитам часто доходят до эффективных абсурдных сотен и тысяч процентов годовых.
Получается, что бедных действительно бессовестно эксплуатируют? Маркс все еще жив?
И снова не все так просто. В действительности, едва ли не больший экономический ущерб бедные наносят себе сами.
Широко известен феномен импульсивных покупок (т.н. «compulsive shopping»), активно используемый маркетологами потребительских товаров. Но мало кому известно, что самые импульсивные покупатели – малоимущие люди, которые, сознательно или не очень, используют такие покупки для поднятия настроения, покупая, в основном, практически бесполезные дешевые вещи (безделушки, потому что дорогие полезные вещи они позволить себе не в состоянии). Это – хорошо исследованный факт, на котором построены многочисленные рекламные кампании.
Еще одна причина, по которой бедные тратят деньги на бессмысленные или, по крайней мере, не необходимые покупки – это желание хоть каким-либо способом поднять свой видимый социальный статус. Это вполне понятное, очень человеческое, по-своему трогательное, подростковое по своей сути желание выделиться или утешиться любым доступным способом – купить iPhone, даже если ты студент, живущий в общежитии, или взять в кредит автомобиль лучший, нежели у коллеги по работе, джинсы помоднее, или просто еще одну яркую кофточку. Так возникают элементы «показного потребления» (т.н. «conspicuous consumption»), которое бедные просто не могут себе позволить. Часто, к сожалению, подобные желания доходят до абсурда, как в историях о начинающих «бизнесменах» из 90-х годов, которые имели хоть и старый, зато «Мерседес», и были вынуждены в нем спать, потому что жить было больше негде.
Наконец, еще одна, фундаментальная причина, по которой «бедный» человек гораздо легче и бездумнее расстается с деньгами – это кажущаяся бессмысленность и бесцельность накоплений. Бедный человек знает, а точнее думает, что знает, что ему никогда не удастся накопить на хороший дом, или на обучение детей в Гарварде, или на все те яркие дорогостоящие игрушки, которые с такой готовностью преподносит телевидение и Интернет. Он просто не представляет себе, как это – иметь свой дом на берегу океана. Возникает ответное защитное чувство отторжения и желание «хоть немного пожить прямо сейчас».
Если же у бедного человека когда-либо и появляется небольшая сумма, накопленная тяжелым трудом, то она, как правило, слишком мала, чтобы сделать какую-либо инвестицию. А в странах с широко распространенной бедностью нет и развитых механизмов / институтов розничного инвестирования. Но самое главное, отсутствуют даже минимально необходимые знания об инвестициях и базовая финансовая грамотность и культура. Деньги не работают для бедных.
Ловушка бедности действительно держит и топит тех, кто в ней находится – чем дальше, тем больше. В итоге и получается, что «деньги идут к деньгам», а «у бедного отнимется». Вот именно так это и работает, и никакой религиозной мистики. Во все времена и по всей Земле.
Кто-то, конечно, зарабатывает на обирании попавших в ловушку бедности немалые деньги. И становится богаче. Но гораздо большие деньги, и гораздо большие возможности, теряют все – по обе стороны ловушки. Потому, что ловушка бедности – это не игра с нулевой суммой, а игра с уменьшающейся суммой. Бедные беднеют, и количество денег, которые можно на них заработать, быстро уменьшается. Это – не win-win, даже не win-lose, а lose-lose ситуация. И это, как правило, недоступно для понимания, или воинственно игнорируется теми «богатыми», кто строит свой заработок на ловушке бедности.
Все вышеописанное является хорошо изученным и описанным социо-экономическим феноменом. Бедные действительно тратят на жизнь больше, чем богатые. Структура расходов бедных разительно отличается от структуры расходов богатых, и далеко не только процентным содержанием расходов на еду и предметы первой необходимости. Более того, на этом феномене построены целые глобальные индустрии. Если вам слабо в это верится, то для осознания масштаба вспомните хотя бы, с чего начался глобальный финансовый кризис 2007-08 годов: с subprime mortgages в США, то есть с низкокачественных займов на жилье. Иными словами, с займов на жилье, выданных тем, кто не мог себе его позволить. Бедным.
Да, ловушка бедности работает даже в самых развитых и передовых странах. Разительной иллюстрацией является, например, компания Wallmart – самый большой розничный торговец в мире, с выручкой более миллиарда долларов в день. Основная масса работников компании – низкооплачиваемый персонал без квалификации, который просто не может найти никакую другую работу. Большой процент из них – люди с ограниченными физическими возможностями.
Но даже при более квалифицированном труде в таких странах, как США, ловушка бедности процветает в головах «потомственных бедняков». Например, автор этой статьи работал в Нью-Йорке с 1989 по 1994 год на относительно высокооплачиваемой работе, получая, в основном, столько-то долларов в час. Конечно, о такой зарплате в СССР, Украине или России в те годы можно было только мечтать, но факт остается фактом: автор статьи торговал не только своим образованием, навыками и опытом, но и своим временем, без возможности масштабирования. Когда же он понял, что для возможности масштабирования ему придется уволиться с работы и пойти учиться на «второе высшее» в магистратуру школы бизнеса, и объявил об этом на работе, то многие коллеги пожелали удачи, но сказали: «А я вот не могу сейчас позволить себе пойти «обратно в школу» учиться». Автор тогда долго думал, почему они так говорили: американцы, рожденные в США, говорящие на родном языке, закончившие школы и университеты в своей стране... и говорящие, что они «не могут себе позволить...», когда автор – эмигрант, без денег на учебу, но мог себе это позволить. Просто эти люди тогда попали в свою относительную ловушку бедности – ловушку бедности своего сознания.
Наиболее развит феномен ловушки бедности в нескольких известных регионах: Африке, Азии, Латинской Америке. Однако на территории бывшего СССР этот феномен имеет, пожалуй, наиболее массовый и систематический характер из-за того, что миллионы людей одновременно в течение почти столетия, полного трагедий и катастроф, находятся в условиях бедности, агрессивно насаждаемой устройством государства. Изуверское государство и его катаклизмы разорвали связь поколений, уничтожили историю отцов, сделали бессмысленным и безнадежным кропотливый созидательный труд, которому легче всего по-настоящему научиться в семье, наблюдая его каждый день.
Логично, но не менее от этого поразительно, что механизмы удержания людей в ловушке бедности практически одинаковы везде. В компании Wallmart, например, широко пропагандируется программа «работников – акционеров»: все без исключения работники являются номинальными владельцами акций компании. Тем самым подразумевается, что работники – это настоящие владельцы компании, и благо компании и работников – тождественные величины. Однако, все работники компании, вместе взятые, владеют не более 2% акций компании, и не имеют ни малейших шансов ни влиять на принятие решений, ни приобретать сколько-нибудь заметную выгоду от повышения стоимости акций компании. Таким образом, вся эта программа – такая же точно ложь и манипуляция, как «средства производства в СССР принадлежат трудящимся». Слово в слово, по букве и по сути.
Но Wallmart, акции, манипуляции – это просто космос, по сравнению с российскими и украинскими моногородами, или с деревней Еськино в 100 километрах от Москвы, где 30 лет нет ни света, ни газа, ни водопровода (ntv.ru/novosti/1428398)... Там все гораздо проще.
Если посмотреть под этим углом зрения на историю, и провести еще несколько весьма прозрачных аналогий, то станет совершенно очевидно, что ловушка бедности – это практически основной инструмент насильственного обеспечения повиновения в тоталитарных государствах. И тоталитарные правители эксплуатируют ее сознательно и систематически. Поэтому не удивляйтесь «бедности российского села» или «разрушению системы образования».
А так как ловушка бедности неизбежно разрушает свой собственный мир, в котором она существует и на котором она паразитирует, то и крах тоталитарных государств совершенно неизбежен.
Давайте проведем еще одну аналогию.
Итак, человек, попавший в ловушку бедности – это ограниченный человек, живущий в изолированном мире себе подобных, с абсурдной «логикой» и правилами, враждебными к новым идеям и внешней среде; он не способен и не стремится создавать и развиваться; он подвержен приступам «показного потребления»; он регулярно принимает саморазрушительные экономические решения; поэтому его ежедневная жизнь ведет только к более глубокой изоляции и вскоре приводит к разрушению и самого этого замкнутого, искусственного маленького мира. Катастрофа, разрушение его мира, в силу его ограниченного кругозора и искаженного мышления, как правило наступает «вдруг».
А теперь попробуйте вместо слов «человек, попавший в ловушку бедности» подставить слово «олигарх» и перечитать предыдущий абзац.
Да, вот именно. «Олигарх», и отличие от настоящего предпринимателя – это человек, который так и не перестал быть бедным. Он думает и поступает как бедный, и потому все, что он умеет – это только ввергать все больше людей в ловушку бедности.
А теперь посмотрите на страну (или страны), в которой ученые, образование и здравоохранение не упоминаются ни в новостях, ни в государственных программах, если они вообще еще есть; номинальный доход на душу населения – как в стране третьего мира, а реальный вообще как в Центральной Африке; на 75% территории никогда не было ни газа, ни электричества; в которой никогда и нигде не было дорог; но зато – концентрация Бентли и Майбахов в столице в разы выше, чем в Вашингтоне и почти такая же высокая, как в Нигерии или Зимбабве; бесполезные и заоблачно дорогостоящие зрелища типа Олимпиады или Чемпионата мира являются «предметом гордости»; и концентрация лжи превосходит все литературные (да и нелитературные) возможности ее описания.
Да, это целые страны, с головой увязшие в ловушке бедности, и продолжающие уверенно погружаться в нее. Целые страны, состоящие из людей, которые тоже увязли в ловушке бедности – и в слепоте своей считают, что у каждого из них своя особая история.
Трудно выдернуть из ловушки бедности целую страну. Для этого нужно начать с каждого человека и с каждого бизнеса. В следующей статье мы расскажем, как это сделать.
Источник: twitlonger.com/show/n_1sms3q4