Всё сделаем просто играючи
«Ваш стартап должен решать проблему» – все знают эту мантру и главное правило. А что если не каждый должен? Мы поговорили с создателем инновационного кампуса «СтупИнно» Замиром Акимовым про экономику проблем и экономику желаний, концепцию мамы, меритократическое будущее и альтернативное мышление.
Замир Акимов: «Позиция сверхсилы состоит вот в чем: ты не борешься, а живешь в детском состоянии игры, добавляя к этому разум взрослого человека»
Замир Акимов - Председатель правления ПО «СтупИнно – Инновационный город» (stupinno.ru). Генеральный директор компании «ИнИнИн», создающей нейроэкономические алгоритмы и программно-технические комплексы. Специалист в области нейроэкономики. Преподаватель Ступинского авиационно-металлургического техникума.
Замир, расскажите о своем опыте? У вас есть интересная идея о том, что мы существуем в парадигме экономики проблем. Как пришли к этой идее и что делать с такой экономикой?
Я, может, просто хорошо сохранился, но в инфраструктуре инноваций работаю очень давно. Я жил в разных комьюнити, общался и с представителями власти, и с инвестиционным сообществом, и с изобретателями. Будучи преподавателем нейроэкономики, я много общаюсь со студентами и вижу, какой огромный интеллектуальный потенциал у нас есть, как много ребят с шикарными мозгами, энтузиазмом, способностью к инженерному творчеству и реализации проектов.
Я все время задавался вопросом, почему потенциал пока не реализован. На всех этих конкурсах мы постоянно говорили ребятам: «Какую проблему решает ваш проект?» Не так давно я понял, что здесь и скрыта проблема, которая не дает развиваться красивым идеям и ярким решениям. Исторически созданная мировая экономика – это такой психоз дефицита и проблем. Достигнутый технологический уровень позволяет жить в изобилии. Но мы создали себе массу проблем, связанных с кредитно-денежной экономикой: то колебание курсов, то инфляция, то неплатежеспособный спрос. 99% усилий идет на борьбу с ветряными мельницами, а 1% – на реальное движение вперед. Из-за этого кризисы, и они становятся все сложнее. Денежная система нерелевантна технологическим возможностям 21 века, экономика отстала от прогресса. Создать экономику нового типа на основе интереса, игры и любопытства – стратегическая задача. Это способ хакнуть сложившуюся ситуацию.
Но это же все равно решение проблем?
Нет, это поиск решений для удовлетворения желаний. Ключевой вопрос: «Чего ты хочешь?» Есть принципиальное отличие желания от проблемы. «Расскажи, как ты хочешь жить? Ой, как красиво, давай играть в это вместе» – это уже стартап.
Можно иначе взглянуть на мир – так, словно в нем нет проблем, а есть возможности. Мы накопили технологический, интеллектуальный и коммуникационный потенциал, но он не может реализоваться, потому что инвестиции выделяют по устаревающему принципу решения проблем. Мы будем создавать инновационное комьюнити, работа которого основана на другом принципе.
Люди часто путают денежный достаток и состояние богатства. Когда ты ощущаешь, что весь мир и так твой, но хочешь, чтобы он становился еще лучше, и для этого общаешься, объединяешься и взаимодействуешь с людьми – это и есть вот такое альтруистическое состояние богатства.
С деньгами можно обращаться двумя способами. Первый – увеличивать их объем. И тогда весь интеллект и вся экономическая мощь направлены только на увеличение расчетных единиц. Есть второй вариант – воспринимать деньги как обеспечение интеллектуальных процессов.
Я занимаюсь нейроэкономикой, в которой ключевую роль играет нейрофизиология. Каждый человек обладает 100 млрд нейронов. Это расчетливый потребительский механизм огромной мощности и ценности. Человек является носителем этого живого компьютера с миллионом миллиардов транзисторов – у самых современных компьютеров всего 1–2 миллиарда транзисторов. Если у энтузиаста, который увлечен инновационной идеей, будет какое-то финансовое обеспечение, стипендия, то он сможет сконцентрироваться на том процессе, который соответствует его целям. Для примера возьмем базовую потребность – дом. Ты же потребитель, поэтому думай о том, каким должен быть дом твоей мечты. Думай не о решении проблемы, а о том, что хочешь получить. Это два принципиально разных способа мышления.
Мы делаем ставку на состояние потока и способность мыслить категориями желаний и возможностей, потому что необходимо отвечать на новые вызовы, такие как роботизация производства. Технологизация достигла очень высокого уровня, в Японии уже есть заводы, где вообще нет людей, дешевле работать без них. А что делать с людьми? Экономика проблем не справится с этим вызовом привычным способом – с помощью денежной массы. Поэтому необходима социальная инновация. Нужно создать такой контур, где люди будут владельцами этих цехов, предприятий и стартапов, а не сотрудниками.
Поэтому вы запускаете платформу «СтупИнно», чтобы создать инновационный город.
У нас мощная инновационная и индустриальная база в Ступино. Это крупнейший промышленный регион Подмосковья. Недавно был подписан указ о создании особой экономической зоны в Ступино. В местном авиационно-металлургическом техникуме учатся ребята-прикладники. Если Дубна – это фундаментальная наука, то Ступино – прикладная. И здесь мы создаем академию прикладных инноваций, комьюнити, которое начинает мыслить по-новому. Я стараюсь порождать проектное мышление у своих студентов: «Ребята, вам нужны не непосредственно деньги, а то, что вы покупаете на них. Поэтому сделайте действительно классный продукт, которым сами будете пользоваться. А мы поможем упаковать идею в стартап и привлечем государственные фонды».
Большая цель – создать предпринимательский кампус с атмосферой энтузиазма и инновационного творчества, чтобы он стал аттрактором для идейных предпринимателей. А текущая задача – собрать первую тысячу резидентов, соответствующих духу и задачам кампуса, и поставить эти процессы на поток, чтобы начала возникать экосистема.
Мы взяли за основу модель магнита. Красной его частью станут команды, а синей – инвесторы, и в том числе государство. У нас есть государственная поддержка, стипендию командам обеспечит кампус. Моя задача – сказать муниципальным, региональным и федеральным функционерам: «Вы хотите стать самыми крутыми? Помогайте ребятам». А у них хватает инфраструктурных сложностей, и они хотят понять, что с этим делать.
Ребята образуют команды, станут совладельцами стартапов, создадут своего рода кооператив и будут жить в кампусе, переосмысливая все продуктовые и производственные направления в парадигме достижения желаемого, а не решения проблем. Они сами будут пользоваться продукцией друг друга, и какая-то часть этой продукции будет идти «на экспорт» – на рынок.
Работа будет системной – под этот проект готовится информационная система, учитывающая паи, распределяющая стипендии и агрегирующая информацию о проектах. Сейчас проект «СтупИнно», «инновационное Ступино», на стадии запуска.
Один из первых стартующих проектов – экодома. Наши ребята изобрели строительного робота, который совмещен с 3D-принтером и в качестве стройматериала использует грунт с участка. Это уникальная технология: снижаются затраты на логистику, работы и материалы. Робот сам ездит по площадке и строит круглые экодома.
Модель «СтупИнно»
В проекте «СтупИнно – Инновационный город» могут принять участие студенты, жители Ступино, а также инноваторы из других регионов России. Участники реализуют инновационные проекты в Ступинском индустриальном кластере, привлекая жителей города в качестве партнеров и будущих потребителей. Каждый участник получает возможность обучения на проектных курсах в кооперативной «Академии прикладных инноваций» и право предложить свой инновационный проект или присоединиться к существующей команде. Ежемесячно на персональный счет пайщика начисляется стипендия: можно инвестировать ее в проекты или оплачивать ею выпускаемую инновационную продукцию.
Кого вы ожидаете в кампусе, кто может начать работу в проектах?
Во-первых, это ребята, которые горят и хотят создать нечто новое, – 21-й век, пора жить по-новому. Там нужны люди, которые больше заинтересованы в создании инновационных продуктов, чем в деньгах, – стипендия будет фиксированной.
Во-вторых, там нужны мейкеры, изобретатели, инженеры. Мы делаем упор на технологические стартапы. Нужны строительные и транспортные технологии. Нас интересует все, что связано с промышленными технологиями производства продуктов питания и гаджетов. К примеру, один из проектов разрабатывает нейрошлем: применение таких девайсов для решения практических задач – уже довольно близкое будущее.
В-третьих, это люди, которым интересна геймификационная модель. Своих студентов в авиационном техникуме я прошу: «Забудьте о проблемах, продолжайте играть». Отличие модели в том, что в ней нет принуждения, поэтому необходимы энтузиасты. Естественно, мы учитываем потребность человека в достижениях: тем, кто приносит максимальное благо, система рейтинга позволяет подниматься вверх и больше влиять на жизнь проекта и кампуса.
Сейчас в обществе есть убеждения такого рода: нужны программисты, они двигают прогресс вперед. А человек с гуманитарной профессией сможет присоединиться к одной из команд?
Конечно, здесь концепция элементов, как в фильме «Пятый элемент». Стартапам нужны разные люди: генераторы, планировщики, те, кто работает руками, и те, кто умеет убедительно говорить.
Как кампус будет защищен от людей, которым реальная работа над инновационным продуктом не особенно интересна, а интересно потусоваться или получить стипендию?
Мы это учли. Лидер каждого проекта владеет 10%. 40% принадлежит команде. Когда она начинает разрастаться, участники получают 1% от 10%, принадлежащих отделу. Есть костяк проекта, а остальные приходят и уходят – это позволяет использовать коллективный разум. Кроме того, аттрактор настроен так, что, покупая конечный продукт одного из проектов кампуса, каждый участник голосует за него.
Когда ребята делают стартап независимо, он может взлететь или не взлететь, получить инвестиции или нет. Но это будет их проект. В кампусе они сразу отдают 50% проекта.
Команда владеет половиной проекта, а вторую половину она отдает, чтобы получить доступ к ресурсам внешних игроков. Тут вопрос в том, что многие вообще не берутся реализовать свои инновационные идеи, потому что не обладают доступом к ресурсам. Такая модель позволяет стартовать, и это не худший вариант.
Сколько внимания должен уделять проекту его участник, если стипендия будет скорее стимулирующей?
Эта платформа игровая, а в игре нет принуждения. Можно заниматься своими делами и параллельно на энтузиазме принимать участие в жизни кампуса.
Есть 3 точки зрения, которых придерживаются известные на российском стартап-рынке люди. 1. «Проблема российских стартапов в том, что они лепят то, что хочется, а не то, что нужно людям». 2. «В России все функционирует по принципу шлагбаума – его ставят на любой обнаруженный денежный поток». 3. «Пока слова "вы просто хотите заработать денег" будут ругательными, ничего не изменить».
На мой взгляд, деньги как цель инновации – тупиковый путь, потому что в этом случае инновацию пытаются создавать в парадигме проблемного мышления. Да, существует, к примеру, «Сколково», где есть успешные проекты. Прекрасно, делайте, развивайте. Но, на мой взгляд, идейно это другая история.
У нас история про инновационное сотворчество: условно, из ста бредовых идей десять заслуживают внимания, а одна может перевернуть рынок, и ее надо как-то найти. А ее весьма затруднительно найти в парадигме «Какую проблему решает ваш стартап?».
Мы не только создаем инновационный плацдарм, но и разработали механизм, чтобы встроить эту модель в экономический контур. Я не знаю, выстрелит ли она, но такую институцию принципиально важно создать на базе существующей системы. Если модель выстрелит, наше комьюнити своими примером станет пропагандировать новый путь: общество увидит, что жизнь в экосистеме кампуса, который обеспечивает себя своими же инновациями, дешевле и лучше.
Вы знакомы с идеями Жака Фреско?
Да, конечно, они мне очень нравятся. Моя задача в том, чтобы взрастить такие интересные идеи в существующей системе. Это концепция мамы: когда внутри нее развивается новая жизнь, ребенок живет в плаценте и через пуповину берет из материнского организма все необходимое для развития и роста.
Есть ощущение, что вы создаете меритократическое комьюнити.
Да, модель кампуса – меритократическая, потому что резиденты, которые создают лучшие возможности для жизни, поднимаются в рейтинге. Но при этом они будут жить в том же комьюнити и пользоваться его достижениями наравне с другими. Фишка меритократии в том, что это «власть разумных», а разумным не нужно шесть гелендвагенов, чтобы ехать, – им нужно ехать.
Тут мы заходим на территорию вопроса «Кто что считает разумным и что является разумным на самом деле и в какой системе координат?». Почему иерархия, пусть меритократическая, важна?
Это закон природы: та или иная иерархия выстраивается в любом случае. Смысл меритократической иерархии в том, что человек, обладающий более широким сознанием, решает более значимые задачи. Для него смысл не в том, чтобы получить «желтые штаны», а в том, чтобы занимать свой мозг более интересными вещами. Кстати, лет через 5–10, когда мир начнет все больше трансформироваться на основе меритократии, станет очевидно, как важно постоянно повышать свой уровень образованности. Меритократический принцип, так или иначе, станет основополагающим и плавно изменит существующую в мире систему. Человек, который приносит больше блага, поднимается в существующей иерархии – так и пусть поднимается и получает доступ к ресурсам, чтобы реализовать более качественные решения, полезные людям.
Если полностью выключить иерархию и желание людей подняться в ней, система никогда не вырастет. Желание выйти на новый уровень – часть геймификации. Эволюция человека ведь шла по восходящей, и после Homo sapiens тоже будет какой-нибудь Homo divine или Homo ludens, «человек играющий», как у Стругацких. Это модель прогрессоров внутри цивилизации, которые двигают ее вперед, играя.
Тяжело перестать мыслить категорией проблем и начать мыслить категориями задач, желаний, мечтаний и возможностей. Дайте советы тем, кого заинтересовали ваши тезисы и кто уловил нюансы?
Когда сталкиваетесь со сложностями, говорите себе: «Это не проблема, это возможность». Учитесь переключаться, играть, мечтать, договариваться, сотрудничать и жить в состоянии потока. Нет врагов – есть просто люди на предыдущих уровнях мышления, но и с ними можно договариваться, сотрудничать – не надо ни с кем конфликтовать. У меня есть правило: нельзя напрягаться, надо все делать в состоянии потока. Напряжение возникает, когда ты что-то делаешь не совсем правильно. Еще одна вещь, о которой все время надо помнить, – все решают связи. Когда ты правильно строишь связи, вокруг тебя начинают формироваться огромные возможности, и тогда даже сверхзадачи решаются по щелчку пальцами. И последнее – надо делать то, что по душе.
Это не всегда возможно.
Во-первых, всегда можно найти способ, который вам по душе, и войти в состояние потока. Позиция сверхсилы состоит вот в чем: ты не борешься, а живешь в детском состоянии игры, добавляя к этому разум взрослого человека. Жизнь – это огромная интересная игра. Если стало неинтересно – прекратил играть в это и начал играть во что-то другое. Когда играешь, ничего не напрягает.
Интервью: Анастасия Подберезкина