Уровни познания

Мы развиваем технологии освоения космоса, создаём новую ресурсно-репутационную экономику, мы за снятие ограничения на продолжительность жизни, отмену старения и омоложение.

В основе идеологии лежит многотысячелетняя история и видение будущего. Описание целей и принципов опубликовано в манифесте.

Важно! Мы не делаем разделения по цвету кожи, по разрезу глаз и пр. У нас нет врагов и мы все вместе создаём наше будущее, творим его. Каким мы его сделаем - таким оно и будет.

Уровни познания

Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания). Уровни научного познания: Выделяют два уровня научного познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении, эксперименте и моделировании, тогда как теоретический — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях. Википедия

Уровни и формы познания 1

Выделяют два основных источника знания и познавательного процесса: ощущение и мышление.

Первым уровнем познания, вне которого невозможно формирование знаний, есть чувственное познание: это фиксация отдельных свойств и признаков от органов чувств человека согласно их внутренних возможностей. Чувствительный уровень познания еще не создает знания. Так, например, увидеть вещь - еще не значит ее узнать или понять.

Ощущения

Следует отметить, что уже на уровне ощущения в деятельность чувств вмешиваются мыслительные операции, потому соединять элементы ощущения в восприятии можно по-разному. Основное же заключается в том, что чувственное познание не может удовлетворить человека, потому что оно имеет целый ряд очевидных недостатков:
- ощущения имеют свои пределы, т.е. далеко не все мы можем видеть, чувствовать и т.д.;
- ощущение изменчивы, неустойчивы, относительные;
- ощущения не дают нам надежного критерия для разграничения существенного и несущественного;

Формы абстрактного мышления

- понятия - это слова (термины), фиксирующие существенные характеристики, как обычно, классу предметов (но иногда - и отдельных уникальных предметов);
- суждение - это предложение, которые связывают между собой понятия так, что ход мышления в существенных моментах совпадает с процессами реальности;
- умозаключения - совокупность предложений (суждений), связанных между собой законами логического вывода. Вспомним, что есть два основных типа умозаключений: индуктивный (движение мысли от частного к общему) и дедуктивный (движение мысли от общего к частному).

Заметим, прежде всего, что при переходе к абстрактному мышлению (рационального познания) происходит изменение объекта познания: если чувственное познание фиксирует отдельные признаки и свойства предметов, то абстрактное мышление возникает направленным на выявление и исследование связей, функций и отношений между вещами (или внутри отдельных вещей). Благодаря тому, что абстрактное мышление отделяет определенные проявления вещей от самих вещей и рассматривает их отдельно, благодаря тому, что на первый план выходит исследование связей, функций и отношений, абстрактное мышление фиксирует существенные характеристики и оценки целых классов предметов. Поэтому абстрактное мышление выходит за пределы как отдельных предметов, так и определенных органов чувств.

Дальнейший уровень познания, на котором умозаключения, понятия и концепции абстрактного мышления воплощаются в реальность и приобретают не только интеллектуальный, но и реальный вид. Особенности третьего уровня познания отчетливо проявляются в трех формах:
- опыт - личное сознательное выявление условий и обстоятельств как совпадения, так и несовпадения умственного конструирования с реальным ходом вещей и процессов;
- эксперимент - исследование определенных, специально выделенных свойств, параметров и характеристик вещей в специально организованных условиях с обоснованным дозировкой действий факторов, факторов и т др.;
- практика - сознательно фиксированный опыт применения теорий, учений, концепций в реальной исторической жизни определенных социальных групп, обществ, цивилизаций и т.д.

Итак, познание развивается от чувств абстрактного мышления к их синтезу, в процессе которого человек снова получает чувственные впечатления переходит к новым размышлениям и т.д. То есть процесс познания розвивается спиралеобразно, оно эволюционирует, наращивается, имея определенную внутреннюю ритмику.

Источник: uchebnikionline.com/filosofia/filosofiya_-_petrushenko_vl/rivni_formi_piznannya.htm

Уровни и формы познания 2

Гносеология (теория познания) – один из важнейших разделов философского знания, поскольку проблема познания как весьма существенная определяет строй каждой философской системы. Важным является вопрос «как мы познаем мир?», раскрывающий механизмы познания.

В качестве основных источников, ступеней познания рассматривались чувства (чувственное познание), разум (рациональное познание), интуиция (интуитивное познание). Наука в основном ведет споры вокруг чувственного и рационального познания. Интуитивная форма познания рассматривается в основном в религиозно - философских системах. Религиозные философы в качестве основной формы познания рассматривали интуицию, трактуя ее как способ приобщения к Богу.

Рассмотри чувственное и рациональное познание как основные формы, достаточно хорошо изученные и осмысленные философами.

Чувственное познание

Возможности чувственного познания определяются нашими органами чувств и наиболее очевидны для каждого, т. к. мы получаем информацию с помощью наших органов чувств. Основные формы чувственного познания:
- Ощущения – информация, получаемая от отдельных органов чувств. В сущности, именно ощущения напрямую опосредуют человека и внешний мир. Ощущения дают первичную информацию, которая в дальнейшем подвергается интерпретации.
- Восприятие – чувственный образ предмета, в котором интегрируется информация, полученная от всех органов чувств. Но восприятие существует лишь в момент взаимодействия с предметом.
- Представление – чувственный образ предмета, сохраняющийся в механизмах памяти и воспроизводимый по желанию. Чувственные образы могут иметь разные степени сложности.
- Воображение (как форма познания) – способность комбинировать фрагменты различных чувственных образов. Воображение – важный и нужный компонент всякой творческой деятельности, в том числе научной.

Рациональное познание

Понятия обозначают предметы, свойства и отношения. Суждения в своей структуре обязательно имеют 2 понятия: субъект (то, по поводу чего мы строим мысль) и предикат (то, что мы мыслим по поводу субъекта).

Основные формы рационального познания:
Умозаключения – это такая форма мысли, когда из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, дающее новое знание. Наиболее распространены дедуктивные и индуктивные виды умозаключений. Дедукция строится на основе двух посылок, из которых выводится одна. Индукция строится на основе бесконечного ряда исходных посылок и не дает 100% верного результата.
Гипотезы – это предположения, очень важная форма познавательной деятельности, особенно в науке.
Теория – стройная система понятий, суждений, умозаключений, в рамках которых формируются законы, закономерности фрагмента действительности, рассматриваемого в данной теории, достоверность которых обоснована и доказана средствами и методами, соответствующими стандартам научности.

Рационализм – точка зрения, согласно которой истинность наших знаний может быть обеспечена только разумом. Чувственные знания не могут заслуживать полного доверия, т. к. чувства поверхностны, не способны схватывать суть вещей, которая может быть постигнута только разумом.

Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны и диалектически обуславливают друг друга в процессе реального познания. С одной стороны, исключительно чувственное познание – это познание на уровне животного. С другой стороны, рациональное познание без чувственного невозможно в принципе, поскольку чувственное познание, выступая в качестве опосредующего звена между действительностью и разумом, является для разума «пищей».

Источник: ucheba-legko.ru/education/filosofiya/poznanie_gnoseologiya/lecture_urovni_i_formyi_poznaniya.html

Введение
Наше прошлое
Наше будущее

Идеология