5. Сетецентризм сквозь призму контуров управления
← 4. Сложность системы управления и модели Модели контуров управления, понятийная база
Сетецентризм – форма организационного поведения в виде распределенной в общественной среде упорядоченной деятельности множества участников, условно объединенных в неформальное организацию-сообщество с определенными целями и миссией. Потребность в сетецентризме возникает по причине сложных внешних условий, быстрых изменений, неопределенности, неожиданных событий, а также в особенно жесткой конкурентной борьбы. Объединение участников в самоорганизованную структуру должно дать синергию в повышении эффективности действий и новых возможностей. Критическими факторами являются: чувствительность к изменениям, сопряжение скорости реакции между участниками и системами, возможность упреждающих действий, готовности к неожиданным событиям, возможность управления событиями, снижение времени полного цикла действия. Основные признаки сетецентризма.
- Цели. Сетецентричная организация способна целенаправленно достигать свои заявленные цели за счет самоорганизованной деятельности независимых участников в роли акторов и новых форм их организационного поведения.
- Нет центра контроля и управления сообществом. Имеется в виду, что никто из участников-акторов сообщества непосредственно не контролирует и не управляет сообществом, поэтому нет явно выделенного центра управления среди действующих акторов.
- Единое информационное пространство. В сообществе существует доступное всем участникам-акторам единое информационное пространство, в котором циркулирует общественная информация и осуществляются социальные коммуникации.
- Все участники автономны и самостоятельны. Участники-акторы – независимые друг от друга субъекты сообщества и являются его частью. Участники независимы и имеют в сообществе различные цели, статусы, средства существования и прочие атрибуты.
- Динамическое равновесие, целеустремленность и самоорганизация. Сетецентризм – проявление коллективной целеустремленности различных сообществ в роли сложных динамических систем на основе принципов самоорганизации частично упорядоченного хаоса. Сетецентричная модель включает гомеостаз, фрактальность и самореализацию участников (автопоэзис [18, 19]).
Центральной проблемой сетецентризма является вопрос о целеполагании сетецентричного сообщества. Различные участники, имеющие свои личные цели, они могут порождать общие цели и достигать их. Природа самоорганизации интеллектуальных самодостаточных субъектов такова, что они на уровне своей нишевой рациональности по законам функционирования сложных динамических систем с неизбежностью должны коллективно порождать новые целевые установки для всего сообщества и участвовать в их достижении. Однако эти новые целевые установки относятся к более высокому уровню рациональности и играют важную роль для всего сообщества в целом.
Одно дело, когда в сообществе участники спонтанно формируют коллективное мнение, другое дело, когда понимая структуру процесса, какой-то актор будет целенаправленно навязывать сообществу свои цели под видом всеобщей необходимости. Неважно, это будет искренний порыв за всеобщие интересы, или это будет эгоистический акт манипулирования сообществом. Механизм сетецентризма допускает эти два варианта посыла сетецентричных импульсов. Не будем сейчас вдаваться в подробности этой важной темы (и проблемы), она заслуживает специального внимания. Поэтому вопрос о целеполагании сетецентричного сообщества можно сформулировать так – «Кто и как будет контролировать и направлять целеполагание сетецентричного сообщества?».
Сетецентричные импульсы. Не секрет, что в любом обществе на всех его фазах развития в той или иной форме регулярно возникают спонтанные сетецентричные импульсы. Такие импульсы могут быть слабыми или сильными, короткими и неосознанными, или наоборот, долгосрочными и осознанными всеми участниками общества. Например, толпа в городе часто ведет себя неосознанно – в виде простой давки, хулиганского погрома и пр. В интернете часто передаются от человека к человеку так называемые мемы (медиа-вирусы). Это карикатуры, идеи, символы, манеры или образы действия, которые спонтанно приобретают популярность в интернет-среде и распространяются всеми возможными способами. Однако эти действия импульсивны и не конструктивны.
С другой стороны, возникают сетецентричные идеи, которые живут долго, как например, религии. Аналогично в интернете возникают долгоживущие группировки, которые проповедуют, например, идею распространения открытого кода программ, или отстаивают права анонимной свободы участников сети. Можно с уверенностью сказать, что это один из самых важных и интересных вопросов в процессах самоорганизации. Продолжим эту тему. Кроме спонтанного и неосознанного проявления целеполагания сетецентричных сообществ имеет место целенаправленная деятельность отдельных групп, которые в своих интересах пытаются управлять сетецентричными сообществами, образуя точки влияния на общество. Назовем такие социальные объекты сетецентричными хабами (англ. hub — ступица колеса, центр), по аналогии с транспортными хабами.
В общем смысле социальные хабы – это координационные узлы сети, управляющие “смысловыми” параметрами порядка, которые воздействуют на участников сетецентричных сообществ. Понятно, что смысловой хаб не становится в ряд с обычными участниками сетецентричного сообщества и не работает по общим правилам акторов сообщества, а в системной иерархии находится над ними. Сетецентричные хабы являются объектами социально-коммуникационной среды и создают в социуме параметры порядка. Принцип действия смыслового хаба и его роль сильно отличается от действий участников сетецентричных организаций. Самое интересное – из таких хабов также можно строить сетецентричные системы по фрактальному принципу.
Тема смысловых хабов напрямую примыкает к проблеме малой группы, которая в социальной психологии обозначена как одна из главных [20, 21, 22]. С другой стороны, структура малой группы напоминает сетецентричную организацию, где в роли хаба выступает лидер группы. Так что, для понимания механизмов сетецентризма мы должны использовать парадигму системной фрактальности наряду с парадигмами гомеостаза, динамического равновесия упорядоченного хаоса, самоорганизации открытых нелинейных систем в рамках междисциплинарного научного подхода. Что еще необычное в сетецентризме, что обычно ускользает от внимания исследователей, так это особая сигнальная среда, имеющая сложную информационную и синергетическую природу.
Сигнальная среда связана с сетецентричными хабами и имеет отношение к параметрам порядка сетецентричных сообществ. С другой стороны, такую сигнальную среду спонтанно создают и поддерживают в режиме автопоэзиса [18] сами участники сетецентричных организаций в процессе своей деятельности. В свою очередь, эта сигнальная среда способна управлять деятельностью самих участников, формируя организованное коллективное действие на уровне всей системы в целом из хаотического потенциала участников. Это и есть возникновение самоорганизующегося динамического порядка из хаоса. Для формирования и поддержания сигнальной среды нужны специальные условия, которые более наглядно можно показать и объяснить на примере лазерного эффекта, очень схожего по своей природе.
Ближайшим аналогом сетецентричного поведения сложной системы является лазерный эффект в квантовой физике. Мысленно, проводя такую аналогию, заметим, что для лазерного эффекта нужны определенные условия: квантовая энергетическая среда в качестве рабочего тела (это сообщество акторов), подкачка рабочего тела энергией (самостоятельная целеустремленность, пассионарность акторов), ориентированные отражатели резонатора (выше мы говорили о целеполагании сетецентричного сообщества). Лазерный эффект возможен благодаря резонансному механизму вынужденного излучения (так же возникает коллективное решение). Далее продолжайте аналогию сами. Суть явления состоит в том, что возбуждённый атом способен излучить фотон под действием инициирующего фотона без его поглощения при совпадении их энергий. То есть, энергия инициирующего фотона равняется разности энергий возбужденного атома до и после излучения. При этом излучённый фотон когерентен фотону, вызвавшему излучение (то же направление, частота, фаза и поляризация).
Таким образом происходит квантовое усиление света. Этим лазерное излучение отличается от спонтанного неорганизованного излучения атомов по всем направлениям случайным образом. Сам по себе энерго-обменный процесс с подпиткой энергией орбитальных электронов атомов рабочего тела (они переходят на верхние орбиты) с последующим спонтанным излучением квантов света электронами при их переходе на нижние орбиты носит чисто микроскопический характер и на макроуровне особенно не проявляется. Таким образом для создания сетецентричного эффекта самоорганизации в любом сообществе необходимо организовать особые условия для “рабочего тела” сообщества. Это, с одной стороны, самодостаточность и независимость акторов, где они включены в социально-экономические процессы, обеспечивающие им существование и воспроизводство, а с другой стороны – развитый уровень социализации акторов, в котором проявляется их самоидентификация с сообществом и его группами.
При этом необходим информационный хаб, доступный и понятный всем участникам сообщества, в котором циркулируют “резонирующие” сетецентричные импульсы, способные запускать информационные волны в виде мемов, и где также происходят процессы социализации (обмен информацией, координация, управляющие импульсы). Самый сложный вопрос сетецентричного управления и достойный пристального внимания, это процессы самоидентификации акторов с учетом влияния лидеров. Отметим, что у лидера имеются три функции – организация, идеология и поддержка статуса лидера. Кстати, всю эту мозаику необходимо выстраивать с учетом жизненного цикла малых групп и ролей участников в структурах малых групп. Все что мы здесь описали, представляет собой лишь краткое описание контура управления второго рода – сетецентричного.
← 4. Сложность системы управления и модели Модели контуров управления, понятийная база
Заключение →